г. Владивосток, ул. Сипягина, 31

+7(902)524-11-97

soyuzkmns@mail.ru

Союз коренных малочисленных
народов Приморского края

Народы

Коренные малочисленные народы Приморского края российского Дальнего Востока представлены удэгейцами (907 чел.), нанайцами (115 чел.), орочами (16 чел.) и тазами ( 204 чел.) эвенки (тунгусы). В основном аборигены проживают в четырех районах Приморского края: Тернейском удэгейцы, 1 ороч: Терней, Перетычиха, Агзу; Пожарском: Лучегорск (удэгейцы), Красный Яр (удэгейцы, нанайцы, орочи), Верхний Перевал (удэгейцы), Ясеневый (удэгейцы), Соболиный (удэгейцы), Олон (удэгейцы, нанайцы), Охотничий (удэгейцы); Красноармейском удэгейцы: Дальнереченск, Дальний Кут, Санчихеза, Новопокровка, Вострецово, Рощино, Тимохово, Мельничное, Богуславец, Таборово; Ольгинском: Михайловка - тазы (см. карту современного расселения коренных народов Приморского края).

Ссылка на фотографию: https://infourok.ru/prezentaciya_po_tehnologii_na_temu_odezhda_i_dekorativno-prikladnoe_tvorchestvo_korennyh-147182.htm 

Удэгейцы

Удэгейцы — коренной народ в Приморском и Хабаровском краях. До конца 19 века удэгейцев в качестве самостоятельного этноса не выделяли. Их и орочей считали одним народом. Первым, кто обосновал их этническую самостоятельность, был С.Н. Браиловский. Он же первым ввел в употребление и этноним удихэ (удээ, удэхэ), ставший самоназванием народа в 30-х гг. XX века. До этого общего самоназвания не было. Каждая территориальная группа имела свое самоназвание: хунгарийская —хунгакэ, бикинская — бикинка, анюйская —унинка и др.

Говорят на удэгейском языке, который вместе с орочским занимает в южной группе тунгусо-маньчжурских языков промежуточное положение. В настоящее время принято выделять три диалектные группы: самаргинско-хунгарийскую, хорско-анюйскую и бикино-иманскую. Все удэгейцы русскоязычны. На родном языке говорят лишь старшее поколение.

Можно выделить три основных этнических компонента, на базе которых формировался удэгейский этнос: автохтонный палеоазиатский, аустронезийский и тунгусский, первоначальную основу которого составляли пешие охотники илоу, пришедшие из Забайкалья. В процессе взаимодействия илоу с местными племенами к 7 веку на юге Дальнего Востока сложилась новая тунгусоязычная общность мукри, дальнейшее развитие которой происходило в сложных этнополитических условиях в неразрывной связи с историей и культурой соседних стран и народов. Особенно большое влияние оказали на нее древнетюркские и древнемонгольские народы, что в конечном итоге и привело к образованию этносов южно-тунгусской языковой группы, в т.ч. удэгейцев.

Нанайцы

Нанайцы — народ тунгусо-маньчжурской языковой группы. Основное самоназвание — нанай, нани («здешний человек»). В некоторых территориальных группах бытовали и другие самоназвания — киле, акани и др. Старое название нанайцев — гольды. Гольдами до сих пор называет себя часть нанайцев старшего поколения в некоторых районах Приморья.

Выделяется несколько этнографических групп — горинская, курурмийская, уссурийская и другие. Говорят на нанайском языке, имеющем три диалекта (горинский, курурмийский, бикинский) и два наречия. Некоторый специалисты считают курурмийский диалект особым языком. Широко распространен русский язык.

В генетическом отношении современные нанайцы представляют собой сложную историческую общность - конгломерат родов самого различного происхождения. На Нижний Амур в разное время приходили группы тунгусов, тюрок, монголов, маньчжур, которые, смешиваясь с автохтонным населением, формировались в различные этнические общности. Одной из них и являются современные нанайцы. Например, нанайские роды Киле, Самар, Дигор, Гаер, Хайтанин имеют эвенкийское (тунгусское) происхождение. В составе рода Бельды имеются айнские подразделения. В состав других нанайских родов вошли китайцы, маньчжуры, солоны и многие другие народы.

Орочи

Орочи — коренной народ на Севере Приморского края и в Хабаровском крае. Самоназвание — орочисэл. Бытует и другая форма самоназвания, заимствованная у нанайцев - нани. В прошлом орочи именовали себя по родовой принадлежности и месту проживания. Местное русское население неправильно называло орочей орочонами. Современный этноним орочи впервые введен в литературу французским мореплавателем Лаперузом в 1787 году. Этимология этнонима связана с тунгусским словом орон - олень. В сочетании с суффиксом чи, означающим обладание, слово орочи можно перевести как "оленный", "имеющие оленей".

Говорят орочи на орочском языке, который относят к южной (маньчжурской) подгруппе тунгусо-маньчжурских языков. Однако в области морфологии он ближе к -тунгусской подгруппе. Язык бесписьменный. Молодое поколение владеет только русским языком. Орочи сформировались в результате взаимодействия автохтонных приморских племен с пришельцами тунгусского происхождения. Действительно, в антропологическом отношении орочи вместе с нивхами и отчасти ульчами относятся к наиболее древнему амуро-сахалинскому типу, однако у них прослеживается и более поздний байкальский тип, характерный для части тунгусов. О сильном тунгусском влиянии говорят и языковые данные. Известно, что орочский язык стоит гораздо ближе к эвенкийскому, чем языки всех других народов Приамурья. Определенную роль в сложении орочского этноса сыграли также нивхи, айны, племена монгольского и маньчжурского происхождения.

Тазы

Тазы (от китайского названия народов Амура - дадзы), местное название части удэгейцев, перешедших к началу 20 в. к оседлости и усвоивших некоторые элементы культуры китайцев и маньчжуров.

Считается, что тазы образовались в результате смешанных браков китайцев с аборигенками - удэгейками и нанайками. В своей основе это были беглые ссыльные, политические заключенные, уголовники и разбойники. Самостоятельно выжить в дикой тайге они не могли, поэтому и пристраивались в стойбищах коренных народов. Немаловажную роль в процессе этногенеза тазов сыграли и многочисленные китайские купцы. Изощренными способами и хитростью они ставили удэгейских и нанайских охотников в долговую зависимость и за долги забирали себе их жен и дочерей. Иногда купцы продавали в рабство своим соплеменникам целые семьи аборигенов.

Способствовал межэтническому смешению и характер занятий удэгейских и нанайских мужчин, которые большую часть года находились на промысле в тайге, оставляя своих женщин с их хозяином-китайцем. Нарождающиеся дети постепенно перенимали китайскую культуру: язык, мировоззрение, одежду, привычки. Однако, лишь в 1930-х гг. сложились необходимые условия для консолидации тазов в отдельный этнос. Совместное проживание тазов и нанайцев способствовало дальнейшему процессу консолидации и ассимиляции, увеличению числа смешанных браков, стиранию этнических различий.

Тогда и появился новый язык — смесь нанайского, удегейского и китайского. Но теперь, по словам лингвистов, он практически умер и упоминание о нем останется только в учебниках истории. Говорят тазы в основном по-русски. На родном языке умеют объясняться всего только несколько бабушек из села Михайловка Приморского края.

Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с

Объявления

Thumbnail Информация о проведении конкурсов на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка и о проведении аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот...
Thumbnail Институт Конфуция ДВФУ совместно с Муданьцзянским педагогическим университетом при поддержке Государственного Фонда искусств КНР и при участии коренных и малочисленных народов Приморского края (под...
Thumbnail 18 декабря 2018 года, в помещении ГКБУЗ Владивостокская поликлиника № 3, было подписано двухстороннее соглашение о сотрудничестве между председателем Союза КМН ПК, Андрейцевым В. В. и главным врачом ГКБУЗ...
Thumbnail ЧЛЕНОМ ПРАВЛЕНИЯ ОБЩИНЫ И УПРАВЛЯЮЩИМ ТЕРРИТОРИИ,НА КОТОРОЙ ПРОШЛА АКЦИЯ, ЯВЛЯЕТСЯ ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВИЧ АНДРУЩАК. 31 октября, на второй протоке, прошла экологическая акция "Чистый берег", в которой...
Thumbnail С 24 по 28 октября 2017 года в г. Красноярске пройдет III Форум молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ «Российский Север». Организаторами Форума выступают...

Мы в соц. сетях