Информация по внесению изменения в законодательство РФ о традиционном рыболовстве
Информация по внесению изменений в законодательство Российской Федерации. касающиеся осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее традиционное рыболовство)
Далее - полный текст
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минсельхозом России было рассмотрено письмо ФСБ России о необходимости совершенствования законодательства в части защиты традиционного образа жизни хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в связи с злоупотреблением правом на приоритетный доступ к водным биологическим ресурсам а целях осуществления традиционного рыболовства.
По мнению Министерства, в значительной степени к данной ситуации приводит недостаточное правовое регулирование вопросов определения круга лиц. которые имеют приоритетный доступ к водным биоресурсам в указанных целях, организации н деятельности общин коренных малочисленных народов Севера. Сибири и Дальнего Востока Российской Федерация (далее - КМНС),
Согласно Федеральным законам от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (статья 1) (далее - закон № 82-ФЗ) и от 20 декабря 2004 г. А 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (статья 25) традиционное рыболовство могут осуществлять лица, имеющие статус КМНС. прожинающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни и хозяйственную деятельность.
Перечень КМНС с указанием субъектов Российской Федерации, в которых они проживают, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. № 255. Однако механизм подтверждения национальной принадлежности граждан в настоящее время носи г заявительный характер.
Традиционный образ жизни КМНС определяется в Федеральном законе № 82-ФЗ как исторически сложившийся способ жизнедеятельности таких народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований. Неоднозначность данной формулировки, а также отсутствие соответствующих правовых механизмов не позволяет подтвердить факт ведения гражданами, намеревающимися осуществляв традиционное рыболовство, традиционного образа жизни КМНС.
Также Правительством Российской Федерации (распоряжение от 8 мая 2009 г. № 631-р) определен перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. В частности, рыболовство и реализация уловов водных биоресурсов отнесены к таким видам деятельности. Вместе с тем, дополнительные критерии, характеризующие традиционность рыболовства и реализацию уловов водных биоресурсов, в законодательстве не определены.
В частности, согласно Федеральному закону от 20 июля 2020 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» при достаточно упрощенной форме создания общин и недостаточно эффективном контроле за их деятельностью количество общин, создаваемых одними и теми же учредителями, не ограничивается, как и как не ограничивается количество членов общин (за исключением требования к наличию не менее трех учредителей общины), в том числе членов общин, не являющихся представителями КМНС.
В отсутствие указанных требований создаются условия для формирование неограниченного количества общин КМНС с одними и теми же учредителями небольшим количеством членов (3-4 человека) и одним и тем же видом деятельности - рыболовство и реализация уловов водных биоресурсов . При этом невозможно подтвердить обоснованность отнесения членов таких общин к КМНС, ведущим традиционный образ жизни в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
В целях урегулирования сложившейся ситуации в настоящее время принят Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. № 11ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в части установления порядка учета лиц. относящихся к коренным малочисленным народам» (далее - Федеральный закон)
Федеральным законом определены правовые механизмы ведения учета лиц. относящихся к КМНС, и формирования списки таких лиц (далее - Список), в который по их заявлению должна б> дет подлежать включению информация о национальной принадлежности, родственниках, месте жительства, сведения о ведении или неведении традиционного образа жизни или традиционной хозяйственной деятельности, членстве в соответствующих общинах.
С февраля 2022 года органы государственной власти будут обязаны использовать сведения, содержащиеся в Списке, для обеспечения социальных и экономических прав лиц. относящихся к КМНС. Однако подзаконные акты, необходимые для реализации данного Федерального закона, до настоящего времени не приняты.
Вместе с тем учитывая изложенное, в целях совершенствования нормативной правовой базы в соответствующей сфере Минсельхоз России считает необходимым внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части уточнения понятийного аппарата (определения «традиционной хозяйственной деятельности» и «традиционного образа жизни» КМНС), уточнения порядка организации и деятельности общин КМНС (исключения возможности создания общин, имеющих одних и тех же членов и осуществлюящих один и тот же вид традиционной деятельности) и принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона, формирование механизма отнесения лиц и общин к ведущим традиционный образ жизни малочисленным народам. решение данных вопросов относится в первую очередь к компетенции ФАДН России.
При условии внесения указанных изменений в законодательство Российской Федерации в части соблюдения гарантий прав КМНС организации их общин Минсельхоз России считает возможным пересмотреть подходы к вопросам организации традиционного рыболовства.
В частности, предлагается:
в вязи с отсутствием иных законодательных механизмов подтверждения принадлежности лица к КМНС установить, что возможность осуществления рыболовства должна предоставляться только лицам, включенным в Список, а также общинам, члены которых также включены в Список;
для каждого субъекта Российской Федерации определить с участием органов исполнительной власти этих субъектов традиционные для КМНС районы добычи (вылова) водных биоресурсов, а также виды водных биоресурсов;
для физических лиц, относящихся к КМНС, исключить заявительный принцип наделения правом на добычу (вылов) водных биоресурсов, установить определенный лимит по добыче;
сохранить для общин КМНС заявительный принцип наделения правом на добычу (вылов) водных биоресурсов, установив порядок определения объема добычи (вылова) с учетом фактического количества членов общины, относящихся к КМНС;
устанавливать объем добычи (вылова) водных биоресурсов общинам КМНС в пределах лимитов, определенных с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого вида водных биоресурсов в соответствующем районе добычи (вылова);
установить для общин КМНС строгую отчетность по добытым (выловленным) водным биоресурсам с возможностью их дальнейшей реализации:
установить для физических лиц и общин КМНС различные ограничения использованию орудий добычи (вылова) в связи с отсутствием ограничения по объемам добычи (вылова) водных биоресурсов для физических лиц из числа КМНС и приоритета сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием в качестве права собственности.
ФАДН России в целом поддерживает предложения Минсельхоза России, однако считает, что проблемы осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности КМНС возможно решить исключительно путем внесения изменений в Федеральный закон от 30 апреля1999 г № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 82-ФЗ).
Федеральный закон № 82-ФЗ устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитании традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов, которые более подробно регламентируются в отраслевом законодательстве (об охоте, рыболовстве, о животном мире и т.).
Таким образом ФАДН России считает целесообразным внесение изменений в Федеральный закон от 30 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» и в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Источник : RAIPON.INFO