Распределение анадромных видов рыб прошло в Приморском крае
Член анадромной Комиссии, председатель Союза КМН ПК, Валентин Владимирович Андрейцев выразил Особое мнение по результатам заседания Комиссии, состоявшейся 25 мая 2020 года, считая, что права Общин КМН, как юридических лиц, были не учтены:
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
(в соответствии с п. 14 Приказа Минсельхоза РФ № 170 от 08.04.2013г.)
25 мая 2020г. Комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Приморском крае было принято решение об установлении объемов добычи (вылова) анадромных видов рыб в 2020г. (в отношении вида – горбуша) для физических лиц из числа коренных малочисленных народов, подавших заявку на добычу в Тернейском районе, а также для общин, подавших заявки и имеющих рыболовные участки в акватории прилегающей к Тернейскому району из расчета на каждое физическое лицо и на каждого члена общины по 100кг в общем объеме 47 800 кг.
Фотография принадлежит :https://fishnews.ru/news/38601
С данным решением Комиссии не согласны по следующим основаниям:
1. В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона № 104 от 20.07.2000г. «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» община коренных малочисленных народов (далее – община) является юридическим лицом с момента государственной регистрации. При наличии статуса юридического лица (самостоятельно хозяйствующего субъекта гражданских правоотношений) наделение общин объемами промысла (далее - лимитами) водных биологических ресурсов (ВБР) должно происходить в рамках лимитов определяемых для промышленного рыболовства, а никак не в рамках лимитов для удовлетворения личных нужд представителей коренных малочисленных народов Севера (далее – КМНС), что относится к удовлетворению личных потребностей физических лиц своим иждивением. Необоснованное применение к юридическим лицам (общинам) ограничений выделяемых лимитов ВБР в рамках объемов, выделяемых физическим лицам, негативно сказывается на результатах экономической деятельности общин, тем самым ослабляя и так тяжелое социально-экономическое положение членов общин, проживающих в труднодоступных северных территориях Тернейского района Приморского края. При таких обстоятельствах в положении комиссии проявляется противоречие принципам организации и деятельности общин и порядку взаимоотношения общин с органами государственной власти, гарантированных ст. ст. 5 и 7 ФЗ № 104 от 20.07.2000г., а также ущемляет права КМНС, гарантированные Федеральным законом № 82-ФЗ от 30.04.1999г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Необходимость улучшения социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики, повышение уровня адаптации традиционной хозяйственной деятельности КМНС современным условиям отражены в п/п «д» п. 21.1. части III Указа Президента РФ№ 1666 от 19.12.2012г. «О стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025г.»
2. Более того, при определении лимита горбуши для личного потребления в объеме 47 800 кг членам комиссии не были предоставлены точные сведения о количестве поданных заявок по данной категории, что не могло позволить членам комиссии объективно определить необходимую для удовлетворения потребность в фактических объемах ВБР.
3. Если даже предположить правомерность применение лимита личного потребления к членам общин становится необъяснимым факт - как при подготовке к заседанию комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Приморском крае из списка заявок были исключены лица, не являющиеся представителями КМНС, но являющиеся членами общин и соответственно относятся к категории лиц, не относящихся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. При таких обстоятельствах позиция комиссии вступает в противоречие с Постановлением № 381-па от 30.09.2015г. Администрации Приморского края «Об установлении лимитов на добычу (вылов) ВБР в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для удовлетворения личных нужд представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, постоянно проживающих в Приморском крае, и лиц, не относящихся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых рыболовство является основой существования» гарантирующее последним равенство в правах с КМНС при получении лимитов на ВБР. При таких обстоятельства проявляется дискриминационный подход по национальному (расовому) признаку, противоречащему требованиям п/п 4.2. пункта 4, части I, п/п «г» п. 19 части III п/п «б» п. 21.1. части III Указа Президента РФ№ 1666 от 19.12.2012г. «О стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025г.». Дискриминационный подход при межнациональных и международных (межрасовых) конфликтах интересов категорически осуждается, в том числе и в рамках международного права во всех его формах, в том числе Венской Декларацией о языковых меньшинствах 1989 года, Парижской Декларацией о меньшинствах 1990 года, Женевской Декларацией о меньшинствах 1991 года, Пакт о политических и гражданских правах 1965 года, Европейская конвенция о защите прав и свобод человека 1950 года и многие другие документы, обязательные для исполнения российским государством.
Данная неоднозначность подходов комиссии к порядку и основаниям выделения лимитов расцениваем как необъективную, подходы к распределению квот при рассмотрении вопросов противоречат друг другу.
4. Исходя из требований Постановления Правительства РФ № 768 от 25.12.2005г. «О распределении общедопустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)» «распределение общих допустимых уловов водных биоресурсов (далее - общие допустимые уловы) применительно к видам квот их добычи (вылова), указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Положения, осуществляется в той последовательности, в которой они перечислены в каждом из подпунктов. Объем последующего общего допустимого улова применительно к виду квоты определяется по остаточному принципу по отношению к предыдущим видам квот для каждого из указанных подпунктов». Первую позицию по распределению квот занимают квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Однако, исходя из результатов принятых комиссией решений, квоты для КМНС были выделены по остаточному принципу после распределения квот промышленного рыболовства. Настоящий вывод получается при проведении анализа показателей выделенных объемов ВБР для КМНС, но не в абсолютных объемах, а относительных. При распределении квот на добычу горбуши на территории Приморского края в 2018г. представителям КМНС было выделено 5,92% от общих допустимых уловов (ОДУ) горбуши. При распределении квот на добычу горбуши на территории Приморского края в 2020г. представителям КМНС было выделено 4,02% от общих допустимых уловов (ОДУ) горбуши, что на 30 % ниже объемов от ОДУ (уменьшение на 1/3) в сравнении с 2018г.,
5. При проведении сравнительного анализа порядка и объемов распределения квот для КМНС на территориях соседних с Приморьем субъектов РФ можно увидеть, что комиссии по распределению анадромных видов рыб в других субъектах ориентированы на обеспечение представителей КМНС более увеличенными объемами ВБР от допустимых уловов. Ниже в качестве примера приведена сравнительная таблица квот выделенных КМНС по результатам решений комиссий Хабаровска, Сахалина в сравнении с Приморским краем.
Процентное соотношение квот выделенных КМНС на добычу (вылов) ВБР в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для удовлетворения личных нужд представителей коренных малочисленных народов Севера
(Объект промысла – горбуша, указан процент выделенных квот от ОДУ на основании протоколов Комиссий по регулированию
добычи (вылова) анадромных видов рыб)
Год Объемы по Приморью Объемы по Хабаровску Объемы по Сахалину
2018г. 5,92% 89,11%
2019г. 29,79%
2020г. 4,02% 73,22%
6. В соответствии с Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 132-р от 04.02.2009г. к приоритетным принципам устойчивого развития малочисленных народов Севера являются:
- признание права малочисленных народов Севера на приоритетный доступ к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, к биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
- обеспечение приоритетного доступа малочисленных народов Севера к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
- создание в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности цехов по первичной и глубокой переработке продукции оленеводства и других традиционных промыслов, в том числе с использованием современных технологий;
В настоящее время общины КМНС Приморского края, объединившись в Ассоциацию общин коренных малочисленных народов Приморья (Сихоте- Алиньский промысловик» реализуют проект по возведению объектов береговой переработки ВБР полного цикла до получения конечного продукта, в Тернейском районе Приморского края (единственный район добычи горбуши). Согласно Распоряжения Правительства РФ №631-р от 08.05 2009 года «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМН РФ и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности КМН РФ, Тернейский район входит в перечень таких мест. Данные программы требуют больших финансовых затрат и без надлежащей поддержки Правительства Приморского края, Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в виде надлежащего выделения квот ВБР общинам в соответствии с законодательством из объемов промышленного рыболовства для их последующего освоения на равных условиях с остальными рыбопромышленниками Приморья, с учетом приоритетов прав коренных малочисленных жителей. Наличие приоритетно права доступа к места ведения различных видов промыслов без соответствующих квот на биоресурсы уничижает все усилия по концептуальному развитию мест обитания КМС и улучшения условий их проживания.
Учитывая вышеизложенное председатель Союза КМН ПК и член Анадромной комиссии Приморского края Валентин Андрейцев обратился к депутату Законодательного Собрания,Всеволоду Геннадьевичу Романову с просьбой подключиться к решению данного вопроса.
Ознакомившись с нашими доводами В.Г. Романов согласился, что имеются нарушения прав КМН ПК и их Общин, как юридических лиц в области распределения ВБР. Подготовив обращение, он обратился к Александру Ивановичу Костенко. На 05.06.2020 года было назначено заседание с участием первого вице-губернатора Приморского края А.И. Костенко, агентства по рыболовству Приморского края, Территориального управления Росрыболовства по Приморскому краю, ТИНРО, депутатов Законодательного Собрания В.Г. Романова, С.В. Слепченко, Союза КМН ПК. В ходе заседания нашу позицию поддержал В.Г. Романов и А.И. Костенко. Поддержки в развитии Общин и территорий традиционного проживания КМН, в рамках Концепции устойчивого развития КМНСС и ДВ РФ, со стороны большинства присутствующих на совещании - мы не услышали. Тем не менее, было принято решение, что сотрудники ТИНРО будут вести мониторинг подходов горбуши, в случае заполнения нерестилищ будут рекомендовать увеличение объемов. Заместитель руководителя агентства по рыболовству Сергей Михайлович Наставшев заверил, что после рекомендаций ТИНРО по увеличению, незамедлительно будет организованно заседание Анадромной комиссии, на которой вынесут предложение о первоочередном увеличении объемов для добычи, в целях ведения традиционного рыболовства. Александр Иванович Костенко взял ситуацию на контроль.
Выражаем свою благодарность и признательность за помощь и содействие в решении данного вопроса первому вице-губернатору Приморского края Александру Ивановичу Костенко и депутату законодательного собрания Приморского края Всеволоду Геннадьевичу Романову.
Валентин Андрейцев
Союз КМН ПК